2-12-85-06
Подзаголовок: «Повседневная жизнь русского крестьянства в XX веке». Книгу выпустило издательство «ЛомоносовЪ» в серии «История/География/Этнография».
История русского крестьянства интересует меня уже достаточно давно. Уж не знаю, чем это можно объяснить — корнями ли (два поколения по маминой линии), деревенскими ли каникулами или теперешним местом работы. В основном то, что попадалось, было работами учёных мужей, как правило, кабинетных теоретиков, историков и этнографов. Их рассуждения, их мысли, их, в конце концов, голос. Взгляд со стороны, иногда с плохо скрываемым снисхождением. Которое всегда вызывало недоумение и некоторое раздражение: я же помню деревенских старух, их рассказы, истории. Они, в основном не закончившие не то что школы, а вообще не учившиеся грамоте, были мудры, ироничны и... невероятно осторожны в разговоре. С осторожностью этой я столкнулась и во время диалектологической практики, когда говорливые и охотно вспоминающие прошлое старушки замолкали, стоило попросить разрешения включить диктофон. Ещё бы, жизнь, какую они прожили, ещё и не такому научит...
Книга представляет собой записи интервью крестьян, рождённых в конце XIX — первой четверти XX века. Собирали рассказы автор книги и его студенты в 1980-1990-е годы. Особенно ценно, что беседы были записаны в том числе и внуками, и высокий уровень доверительности делает многие истории невероятно пронзительными, рождается удивительное чувство сопричастности.
Вообще, заявленные в подзаголовке временные рамки (XX век) в действительности несколько уже: воспоминаний о дореволюционной жизни, гражданской войне и нэпе совсем немного, а история крестьянского житья-бытья после войны обрывается примерно на начале пятидесятых годов. Во многих рассказах есть упоминание о трудоднях, "работе за палочки", но без особенных подробностей. Основная часть воспоминаний — о коллективизации, становлении колхозов, семейном укладе и годах Великой Отечественной.
Интересно читать было — не то слово. При том что факты известные, и многое слышала сама и от родной бабушки, и от деревенских наших бабусек. Но, наверное, тем и увлекательней, когда картина становится объёмней, полней, добавляются детали и подробности. Что поразило больше всего: при невероятно трудной жизни, в которую вместились революции, войны, голод, ссылки, потери самых родных людей, смерть детей, люди сохранили доброту, сострадание, незлобивость. И веру: кто — в бога, кто — в правильность жизнеустройства, кто — в то, что и через сорок лет можно отыскать пропавшего на войне сына или могилу погибшего в ссылке мужа.
При всей горечи и порой жёсткости рассказов совсем нет жалобных интонаций, плачей и стенаний. И чувствуется невероятное достоинство каждого человека, каждого рассказчика.

Книга есть на Флибусте: www.flibusta.net/a/105356.

@темы: история, научно-популярная литература

Комментарии
18.12.2012 в 23:52

Too much love won't kill you
О-оооо, как интересно! Спасибо, буду читать.
19.12.2012 в 20:10

Александра
Киже, спасибо. Не могу сказать, что прямо сейчс буду читать, но в закладки отложу, действительно, это интересно.
И еще деталь.
невероятно осторожны в разговоре. С осторожностью этой я столкнулась и во время диалектологической практики, когда говорливые и охотно вспоминающие прошлое старушки замолкали, стоило попросить разрешения включить диктофон. Это очень перекликается с тем, что писал де Кюстин в 19 веке. Слово "осторожность" - ключевое, когда он говорит о разговорах с русскими людьми разных сословий. Видимо, что-то в России чуть ли не на генетическом уровне. Какова жизнь, таковы и привычки.
19.12.2012 в 20:40

2-12-85-06
Мэгги, Терву, :) пожалуйста.

Терву, какова жизнь, таковы и привычки. да, у русских крестьян она всегда была ужасна(((( На сегодняшних фермеров смотрю как на чудо...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии