19:21 

Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы»

Дилетант
На плечах гигантов, на спинах электронов

Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы»

Вот официальная аннотация:
Новый захватывающий роман Александра Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы» о человеке, у которого «стрелой в ране» застряла загадка его жизни. Тщедушный приемыш, потерявший брата-близнеца, по воле «бесплотных» проходит путь от раба своего отчима до вождя чужого племени. Вновь становится рабом – монголов, огненной лавой затопивших могучую реку Енисей, – но обретает свою правду: великое благо – жить без страха.

Как и остальные официальные аннотации, она вроде бы правдива... Но тем не менее, я бы сказала, что она совершенно не о том.
Хотя моя рецензия будет еще более не о том. И будет она очень хаотична.
Все, кто хоть раз писал рецензию на книгу, знают, что это нелегко. Поэтому, чтобы хоть как-то расписаться, начну из далекого далека. Я человек в некоторых местах очень необразованный. И иногда до меня не доходят самые очевидные аллюзии. Как-то уже очень давно я прочитала роман Михаила Успенского «Невинная девушка с мешком золота». Если кто-то вдруг не знаком с творчеством Михаила Успенского, его я рекомендую так сильно, как только могу! Но не "Девушку", она довольно вторична. В первую очередь рекомендую все книги о приключениях Жихаря. Это бесподобное удовольствие и наслаждение чужой игрой ума (и своей, когда пытаешься вычислить, все ли аллюзии и намеки ты распознал).
Ну и вот. Про аннотацию "Девушки":
В некотором весьма странном царстве новоиспеченный и крайне неопытный царь по пьянке взял да и побился об заклад с иноземным супостатом, что нравственность и законопослушность его подданных достигли столь небывалых высот, что даже невинная девушка с мешком золота способна без ущерба для обоих указанных сокровищ добраться до Рима — куда, как известно, ведут все дороги.
Ну, да, — это сюжет романа. Но пока не прочла «Ильгета», я не знала, что это было «мечтой Чингисхана» (хотя, оказывается, все вокруг меня знали)). Ну, если вдруг кто не знает, то процитирую:
Я хочу, чтобы девушка с золотым блюдом могла пройти от Желтого моря до Черного, не опасаясь ни за блюдо, ни за свою честь.
Чингисхан


Что же касается самого романа «Ильгет», не знаю, что сказать, чтобы охарактеризовать его в целом, при этом совсем не касаясь сюжета. По ходу чтения у меня возникали разные мысли, и, пожалуй, я их просто перечислю.

- Как-то я всегда по умолчанию полагаю, что есть некая стрела времени из прошлого в будущее, и проходя вдоль нее, человечество в целом и, соответственно, люди в отдельности погружаются во всё более глубокие слои культуры, цивилизации, гуманистических идей и т.д. То есть люди становятся моральными уже в силу моральных установок общества, в котором они родились. А раньше этих норм еще не было и людей извне ничего не сдерживало. Я понимаю, что это очень примитивная точка зрения, но как-то так складывается шаблонный образ, и всякая масс-культура его тщательно поддерживает. И вот читаешь, и оказывается, что есть нечто, что можно назвать ангельской природой в звере (у автора об этом ни слова, и не думаю, что он бы обрадовался такому описанию). Нечто, что в любые времена делает человека добрым. Добрым не оттого, что он читал добрые книжки, не оттого, что его хорошо воспитали... А добрым безусловно. Просто так. Добрым и великодушным. И от этого становится хорошо... тоже «хорошо просто так»...

- Это, конечно, не моя мысль, а автора, — что все благие намерения ведут в ад. И тут уж только кто какого размера дорогу себе сможет проложить. Чем больше людей вокруг ты желаешь облагодетельствовать, тем больших зверств это будет стоить.

- Не умею об этом сказать правильно... Но есть у меня большая тоска по жизни без рефлексии. И автор очень точно сумел передать, как бывает, когда просто живешь. Причем, всей манерой письма, всем текстом, его формой, его ритмом...

- Этот роман совершенно вневременной. Конечно, когда говорят, что он исторический, то тоже не грешат против истины. Но история появляется уже в заключительной части, а до этого все события могли бы происходить когда угодно... И (с некоторыми поправками) с кем угодно...

- В отзывах пишут, что суть романа это "человек и рок". Да, где-то так. Но как не всем дано быть сверхлюдьми, так и рок избирает далеко не всех. И мне кажется, очень, очень страшно быть избранным. Поэтому строки из аннотации «обретает свою правду: великое благо – жить без страха» слишком похожи на издевку. Да, обретает, но какова цена. И может ли кто-нибудь повторить этот опыт? Может ли он кого-нибудь чему-нибудь научить?
Но ведь эта книга и не учебник...
...
Мало того, что это просто «очень хорошая литература», — я бы сказала, в ней можно искать утешение в смутное для себя время...

@темы: современная литература, русская литература, роман

Комментарии
2014-12-01 в 22:13 

Терву
Александра
Дилетант, спасибо, очень интересно написала. Я даже, пожалуй , скачаю книжку, подавив страшным усилием воли желание в сотый раз перечитать "Жихаря".)
"Невинная девушка", к сожалению, действительно вторична, но и она хорошо в минуты, когда хочется мрачно и саркастически поржать.)

2014-12-01 в 22:27 

Дилетант
На плечах гигантов, на спинах электронов
Терву, тебе спасибо за дружеские пинки )))
подавив страшным усилием воли желание в сотый раз перечитать "Жихаря".)
О, да! Ты меня понимаешь))
А про девушку... Ну просто совсем я темнота оказалась... :upset:
Насчёт книги — мне почему-то кажется, тебе должно понравиться!

2014-12-01 в 22:29 

Дилетант
На плечах гигантов, на спинах электронов
Планшет глючит. Так что если в комментах появляются какие-то странные слова, это он, а не я :alles:

2014-12-01 в 22:30 

Терву
Александра
Ну просто совсем я темнота оказалась... :upset: Поздравь, я тоже.)

2014-12-01 в 22:55 

Дилетант
На плечах гигантов, на спинах электронов

   

Беседы

главная