Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:45 

"Колесо времени", Роберт Джордан

Терву
Александра
Чуть более полугода я читала "Колесо времени" Джордана. Четырнадцать книг по +/- 1000 страниц - это вам не кот чихнул.
Я люблю длинные истории, поэтому такая прорва томов стала внезапной находкой. Никогда раньше я не слышала об этом авторе и "Колесе времени", так что подозревала, что цикл будет не ах. В чем-то мои ожидания оправдались, в чем-то я была приятно разочарована. Постараюсь не упустить самые главные моменты, потому что рассказать об истории, в которой персонажей больше, чем в "Войне и мире", и ничего не упустить и пытаться не стоит.
Во-первых нужно сказать, что Роберт Джордан умер, оставив только планы и черновики последних трех книг, которые были дописаны Брэндоном Сандерсоном. Стилистически эти три книги немного отличаются, но не критично. Но в любом случае не придется ждать окончания эпопеи, как это происходит с "Игрой престолов". Все написано, точка поставлена, аллилуйя.

Во-вторых, все, что я хотела бы сказать об этом цикле, нельзя однозначно поделить на плюсы и минусы. "Колесо времени" как раз тот случай, когда недостатки являются продолжением достоинств.
"Колесо времени" можно отнести к классическому фэнтези: длинная завязка, долгий квест, на протяжении которого герои растут, меняются, осознают себя, принимают свое предназначение и начинают его выполнять. В конце ждет долгая эффектная развязка, где все сестры получают по серьгам. Течение книг предсказуемо, что не делает его менее увлекательным, читатели могут быть спокойны, что главгерои в новомодной манере не начнут умирать пачками еще до конца третьего тома. Сам Джордан говорил, что его вдохновил Толкин, и это чувствуется. Но, чем дольше я читала, тем больше возникало ощущение, что автор идет скорее по стопам Кинга с его "Черной Башней". Не в плане атмосферы или стиля, а в общем построении сюжета. Но это для меня скорее плюс.
Минус в том, что при таком большом объеме страниц действие начинает пробуксовывать. Прописывая свой мир, Джоржан начал так много линий и рассыпал столько намеков, что в конце было обидно найти эти ниточки оборванными. Главным разочарованием для меня стало, что автор все время подбрасывал зацепки, откуда взялась Третья эпоха, в которую происходит действие, что было до Разлома мира, после которого человечество едва не погибло, что вызвало к жизни "отродий тени" - троллоков (помесь человека и зверя) и прочих тварей, откуда взялись "предметы силы", способные аккумулировать единую силу - единственный источник сверхъестественных способностей, возможных в этом мире, но в конце концов эта тема просто испарилась со страниц. Я-то уже голову сломала, что в итоге окажется правдой, и предвкушала развязку интриги, а в конце не оказалось вообще ничего.
В книге с десяток главных героев, чьи судьбы очень разнятся. Героев второго плана где-то около полусотни, а третьестепенных просто не сосчитать. И это еще без массовки. Так что сюжетных ходов бесконечно много, некоторые мне показались очень удачными. Но при этом герои просто безобразно прописаны. Если у Ранда, Перрина, Найнив и компании еще есть какие-то отличительные особенности поведения и внешности, то все остальные написаны, как под копирку. Женщины одинаково испепеляют взглядами, расправляют юбки и предпочитают шелка. С мужчинами дело обстоит чуть лучше, но отличить одного от другого бывает сложно. В конце концов я даже стала находить особую прелесть в таком подходе: словно пьесу читаешь. Как у Шекспира: "входит призрак". И все. А дальше уже читатель сам воображает кто во что горазд. И лучше завести списочек имен, потому что, к примеру, две женщины, одинаково небрежно очерченные, с похожими именами (Фалион и Фаолайн), появляющиеся один раз на сотню страниц в самые острые моменты, могут с ума свести.
Хуже всего автору удается передать любовь. Почему один герой влюбляется в другого, чаще всего остается совершенно непонятным. Когда в конце один из главгероев восклицает, что столько времени провел с влюбленной парой, но даже и не заметил, что между ними ними что-то есть, зависаешь в недоумении: "Парень, ты здесь не один такой!" При этом отношения внутри влюбленной пары (тройки! четверки!!) бывают очень неожиданными.
У меня любимого героя так и не появилось. Странно, но такое со мной впервые. Я следила больше за сюжетом в целом, чем за отдельными плохо прописанными личностями. Тут еще хотелось бы сказать, что герои в последних трех книгах обрели большую рельефность и живость, видимо, Брендон Сандерсон добавил им блеска, эмоциональности и, главное, индивидуальности.
В книге царит что-то среднее между восторжествовавшим извращенным феминизмом и матриархатом. Больше всего похоже на то, что автор поменял роли мужчин и женщин в современном мире и слегка довел до абсурда превосходство одних над другими. Третья эпоха - не самое плохое место и время, но лучше бы там родиться женщиной со способностью управлять единой силой, чем обычным мужчиной, пусть и королем. Если же мужчина умеет направять (единую силу), то ему грозит безумие, гниение заживо и смерть. Но только в том случае, если его раньше не отловят и не "усмирят" - лишат способности направлять. Впрочем, он и тогда умрет, но быстро и чисто. Именно это, кстати, - безумие и смерть во время последней битвы с силами Тьмы, которая либо спасет мир, либо окончательно его погубит - уготовано главному герою - Ранду. Но к середине книги мне уже было жалко не столько Ранда, сколько вообще всех мужчин этого мира. Автор никогда не выставляет их жертвой, но никак не получается взглянуть на них иначе. Женщины помыкают даже теми, к кому испытывают привязанность и любовь.
Магии как таковой нет, есть только способность управлять единой силой (все время тянет написать Единой Россией, не к ночи будь помянута). И эта способность регламентирует почти все в жизни женщины и абсолютно всего лишает мужчину. Почему так произошло, битвы силы, разные нюансы, связанные с тем, как сила работает и т.п. - все это очень хорошо продумано и чаще всего эффектно описано.
Мир "Колеса времени" хорош. Пожалуй, это лучшее во всем цикле, даже считая оборванные линии. Лучше всего автору, как мне кажется, удались Айил - народ Трехкратной земли, народ Дракона. Сюжетные линии, связанные с Айил, могли бы и сами образовать целый роман. Помимо них есть множество стран и народов (есть даже еще одна раса - огир) со своими обычаями, традициями, пристрастиями, модой. Моды, кстати, могло бы быть и поменьше, потому что, когда Джордан начинает о тряпках, ему трудно остановиться.
И, конечно, борьба добра со злом, которая в книгах представлена борьбой Света и Тени. Ничего нового вы здесь не найдете. С другой стороны, что нового тут можно еще придумать? Разве что поставить на то, кто в этот раз победит.
Главный вопрос - читать или не читать эти монументальные четырнадцать томов. Я выбрала читать и не пожалела. Книга настолько далека от современных проблем, что дает мозгам желанный отдых, а для меня прошлой весной это было целью номер один. И, несмотря на все огрехи повествования и невозможный перевод (хорошего я не нашла, может быть, просто плохо искала), погружения в мир Возрожденного Дракона прошло успешно.


Ссылка на очередность томов
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B5%...

@темы: фэнтези, современная литература, сериал, зарубежная литература

Комментарии
2016-09-23 в 23:44 

-Асфодель-
Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто. (У. Черчилль)
Терву, ты герой! Четырнадцать томов! :buh:
Я когда-то застряла на шестом, кажется, томе и потом так и не смогла возобновить знакомство с этой серией ))
Но последние книги, написанные Сандерсоном, всё-таки почитаю.

Мне именно показалось, что действие просто топчется на месте из-за обилия персонажей и сюжетных линий.
Тут еще хотелось бы сказать, что герои в последних трех книгах обрели большую рельефность и живость, видимо, Брендон Сандерсон добавил им блеска, эмоциональности и, главное, индивидуальности.
Попробуй почитать Сандерсона, мне кажется, у него везде прекрасные персонажи и очень необычные магические придумки в каждой серии.
Хотя он тоже любитель начинать и не заканчивать циклы )
В цикле "Архивы Штормсвета" вышло два романа: "Обречённое королевство" и "Слова сияния" - оба очень интересны; "Рождённый туманом" - тоже классный цикл.
По крайней мере, если надо отключиться от реальности - это самое оно ))

2016-09-24 в 00:54 

Терву
Александра
Я когда-то застряла на шестом, кажется, томе и потом так и не смогла возобновить знакомство с этой серией )) -Асфодель-, ой, да ладно, где 6, там и 14.)) У меня не было желания бросить. Все же этот цикл написан от души, видно, что автор не комплексы свои мариновал, а создавал качественную вселенную. Получилось, конечно, излишне громоздко, но вполне живуче.
Попробуй почитать Сандерсона///Хотя он тоже любитель начинать и не заканчивать циклы ) Нет, в эти игры я больше не играю. Буду читать только законченные произведения. У него есть что-то от начала и до конца?)

2016-09-24 в 07:51 

-Асфодель-
Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто. (У. Черчилль)
У него есть что-то от начала и до конца?)
Ну вот, кстати, цикл "Рождённый туманом" вроде закончен ) Там три книги: "Пепел и сталь", "Источник вознесения", "Герой веков".
Кажется, он планировал написать что-то ещё в этой серии, но уже с другими героями )
На Фантлабе можно посмотреть тут:
fantlab.ru/autor1105

2016-09-24 в 10:50 

Терву
Александра
-Асфодель-, спасибо.

2016-09-30 в 17:01 

Габриэль~
Цветы выпускают шипы просто от злости (с)
Эх, мы на ЦДС сначала тоже запали на краткость и чёткость Сандерсона, но спустя некоторое время большинство созналось, что стали скучать по неповторимому джордановскому стилю, в том числе по бесконечному описанию нарядов. Кто-то даже переписывал кусочки повествования, добавляя все эти расправления складок на платьях и одёргивание кафтанов - чтобы показать, как бы это было у РД. Все ностальгически вздыхали - у переписывателя хорошо получилось.
У Сандерсона чего-то не хватает. Для написания последнего тома ему точно не хватило ощущения эпичности. Возможно, дело в том, что герои не его. Но я потом читала его книги, и мне показалось, что он вообще проще.

2016-10-02 в 23:35 

Терву
Александра
но спустя некоторое время большинство созналось, что стали скучать по неповторимому джордановскому стилю Я не скучала совсем. Я радовалась, что у герое в появился темперамент.
У Сандерсона чего-то не хватает. Для написания последнего тома ему точно не хватило ощущения эпичности. Габриэль~, на мой взгляд, и хорошо, что не хватило. С эпичностью и без того маленько перебор.))
Но я потом читала его книги, и мне показалось, что он вообще проще. Пока не читала, возможно, попробую.

2016-11-10 в 22:21 

carpe diem
Ничего себе. Четырнадцать книг. Я сейчас читаю цикл из одиннадцати частей, и мне уже плохо-скучно-неувлекательно.
Спасибо за отзыв, с большим интересом прочитала :)

2016-11-13 в 16:32 

Терву
Александра
.rainbow., не за что.)

   

Беседы

главная