Анжелика-Анна
Антивоенная история о войне. Первая мировая, самоистребление европейской цивилизации и всё, за что мы так любим Ремарка, глазами визуалиста. История, рассказанная из окопов. Барбюс сам воевал и это очень заметно. Нет сюжета. Война – вот и весь сюжет. Поэтому любителям последить за перипетиями и интригами не стоит начинать даже. На первый взгляд – куски жизни, куски истории. Куски героев. Иногда в прямом смысле.

Очень тяжело. Барбюс погружает читателя в эту бессмысленно-мистическую атмосферу войны. Каждый сюжет, каждый обрывок жизни существует здесь и сейчас, пока читаешь. Очень мало воспоминаний. Потом атака или бомбардировка – и всё стирается, и нет уже ничего, кроме грязи. Над этим летают призраки, тёмные тучи.

Образность. Образность помогла Барбюсу выжить и не свихнуться. Сломанная клетка, пергамент – это описания трупов. Там нет любования, это самые безобидные описания. И огонь.

Огонь – война, война – пожар, а люди сложены лежат поленьями, и утро там грустей того пожара. Огонь зовёт, в него лети, вода размыла все пути, и раненых скорей туши, сгорят а то задаром. Огонь – приказ, огонь кругом, он здесь твоим проводником. А заградительным его зовут одни болваны. Огонь на небе, на земле, поёт ли, хлещет, пей да лей. Хотя вода к солдату злей. А солнца в небе мало.

А закончил он на призыве к революции. Что лично для меня смазало финал, потом что больная это тема, но никоим образом не умаляет достоинств книги.

@темы: зарубежная литература, история, классика, обзор, роман