Исходя их названия романа, разговор о женщинах, окружающих Иоэля, напрашивается сам собой.
Женщин в его жизни гораздо больше, чем мужчин. Сначала это жена и дочь, затем дочь, мать и теща, девушка из Бангкока, потом соседка. Поначалу я была сосредоточена на образе жены, мне казалось, что именно она - главная загадка, но потом подумала, что это не так. Познать женщину - это, скорее всего, познать мир, чтобы научиться в нем жить. Может быть, это слишком смелое заявление? Не знаю. Но, думаю, что-то верное в этом есть. Интересно, что Иоэль на протяжении всего романа, несмотря на свою явную внешнюю и внутреннюю мужественность, совершает много женской работы. Да что, там, практически все женские обязанности на нем. Не знаю, возможно, это слишком прямолинейный вывод, но мне напрашивается именно он: Иоэль внешне проживает жизнь женщины, внутренне совершенно не понимая, что это значит и для него, и для самих женщин. Но понять надо, потому что для этого человека одиночество немыслимо.
А самое интересное в этом, что, пытаясь проникнуть мир женщины, мы сами того не замечая, оказываемся погруженными в мир мужчины. И это взаимное проникновение внезапно как-то сильно бьет по нервам.
Понять сложнее всего, особенно, если если никто не торопится объяснить. Разве это не на каждом шагу?
И еще: мне показалось, что автор очень убедителен, когда описывает жизнь и поведение своих героинь. Но намеренно или случайно он не дает ответа на вопрос "почему именно так, а не иначе?" Пару раз у меня мелькала мысль, что Амос Оз и сам не знает ответа на этот вопрос.

Друзья, я совершенно отвыкла выражать свои мысли о прочитанном и вести диалоги подобного плана. Подозреваю, что все вышесказанное звучит несколько беспомощно. Ну, что ж... Не стреляйте в пианиста.