Лет двадцать с небольшим назад меня необычайно увлекла эпоха Первой империи. Ни о каком Интернете и электронных книгах мы тогда еще и не слыхали, поэтому библиотеку, посвященную всему, что как-то связано с французской революцией, Наполеоном и его войнами, приходилось собирать долго. Конечно, следуя логике вещей, я должна была дойти до войны 1812 - 1814 гг. Я и дошла, но, честно говоря, пришлось делать над собой некоторое усилие. Мозги у советских школьников (а я закончила именно советскую школу и даже советское училище и застала советскую интерпретацию истории в институте) были основательно промыты, и я, как и большинство моих сверстников еще какое-то время жила в четком убеждении, что Россия впереди планеты всей по всем пунктам. Сегодня или пару веков назад - не имеет значения. И только знакомясь с литературой, которая весьма недвусмысленно показывала уклад жизни, принципы правления и некоторым образом давала понятие о менталитете европейцев, я понимала, что гордиться в русской истории можно далеко не всеми вещами. Когда я подошла к книге "Россия первой половины XIX века глазами иностранцев" (Лениздат, 1991 год), то уже могла воспринимать информацию без того, чтобы оголтело осуждать все то, что кажется мне неправильным просто потому, что противоречит каким-то патриотическим идеям.
В сборник входят воспоминания иностранцев, вошедших в Россию вместе с армией Наполеона в 1812 году, дневник путешествия по России в 1839 году Фридриха Гагерна, мемуары Жермены де Сталь и заметки "Россия в 1839 году" Астольфа де Кюстина. Именно на двух последних авторах я и хочу остановиться просто потому, что записки баронессы де Сталь и маркиза Де Кюстина так и напрашиваются на сравнение друг с другом.
читать дальшеИмператор долго терпел баронессу де Сталь в Париже, но, когда ее салон стал центром оппозиции, его терпение лопнуло. Баронессу выслали, в дальнейшем Наполеон всегда очень едко высказывался о ней как о женщине и как о писательнице и упорно называл старой вороной и сумасшедшей старухой, хотя она была всего на два года его старше. Мадам де Сталь ехала в Россию, ожидая найти в императоре Александре избавителя Европы и самого прекраснодушного государя, поэтому была готова очаровываться и восхищаться. У нас ее ждали и не предполагали ни малейшего подвоха. Записки мадам де Сталь полностью эти ожидания оправдывают.
Совсем иначе получилось с маркизом де Кюстином. От него, известного писателя и путешественника, дед которого был казнен якобинцами, ожидали похвалы России и царствованию Николая, но получили памфлет, который в предисловии сборника называют антирусским, но я бы сказала иначе: Кюстин дает интересную, хоть и спорную оценку русскому народу, зато жестко и недвусмысленно критикует самодержавие и особенно Николая. Если в начале заметок видна некоторая симпатия и попытки объяснить если не необходимость, то неизбежность самодержавия в России, то по итогам своих наблюдений и бесед с императором Кюстин буквально приходит в ужас от того, насколько произвол власти и крепостничество являются нормой жизни даже для самого культурного и просвещенного общества. Тут я с горечью хочу заметить, что многое, о чем писал Кюстин в середине девятнадцатого века, до сих пор звучит очень актуально.
Интересно, что об одном и том же де Сталь и де Кюстин писали абсолютно с разных позиций. К примеру, впечатление от Санкт-Петербурга, описания которого идут в самом начале заметок.
"Когда подъезжаешь к одному из самых красивых городов мира, кажется, что невидимый волшебник чудотворным мановением жезла перенес сюда на пустынную почву все, что есть прекрасного в Европе и Азии. Основание Петербурга говорит нам о той могучей силе русской воли, которая не знает ничего непреодолимого. Кругом города все низменные места, и сам он построен на болоте, и под мрамор подложены сваи; но, видя величественные здания, забываешь о непрочности их оснований и невольно остановишься в раздумье перед чудом, как мог этот прекрасный город построиться в такое короткое время.". Жермена де Сталь.
"При взгляде с Невы набережные Петербурга очень величественны и красивы. Но стоит только ступить на землю - и сразу убеждаешься, что набережные эти вымощены плохим, неровным булыжником, столь неказистым на вид и столь неудобным как для пешеходов, так и для езды. Впрочем, здесь любят все показное, все, что блестит: золоченые шпицы соборов, которые тонки, как громоотводы; портики, фундаменты коих почти исчезают под водой; площади, украшенные колоннами, которые теряются среди окружающих их пустынных пространств; античные статуи, своим обликом, стилем, одеянием так резко контрастирующие с особенностями почвы, окраской неба, суровым климатом, с внешностью, одеждой и образом жизни людей, что кажутся героями, взятыми в плен далекими, чуждыми врагами...
Но как ни раздражает это глупое подражание, портящее общий вид Петербурга, все же нельзя смотреть без некоторого удивления на этот город, выросший из моря по приказу одного человека и для своей защиты ведущий упорную борьбу с постоянными наводнениями. Это результат огромной силы воли, и если ею не восхищаешься, то, во всяком случае, ее боишься, а это почти то же, что и уважать". Де Кюстин.
Та воля, о которой говорят оба автора, у них интерпретируется по-разному. Если женщина предпочитает восхищение всем прочим чувствам, то мужчина идет дальше и рассуждает, чем вызвана эта воля к жизни. Его размышления о природе власти в России очень интересны (и порой звучат вполне современно), хотя и не бесспорны. Вообще, цитировать Кюстина можно бесконечно.
"Народ без свободы имеет инстинкты, но не имеет разумных чувств. Эти инстинкты проявляются иногда в диких, чудовищных формах. Рабское восторженное поклонение, безмерный фимиам, становящийся наконец невтерпеж божественному идолу, весь этот культ обожествления своего монарха прерывается вдруг страшными кровавыми антрактами. Русский образ правления - это абсолютная монархия, умеряемая убийством".
"Повсюду бедный работает для богатого, платящего ему за работу. Но человек, который вознаграждается за потраченный труд и время деньгами другого человека, не обречен в течение всей своей жизни на участь домашней скотины, и хотя он изо дня в день должен трудиться, чтобы добывать хлеб своим детям, он все же обладает известной, по крайней мере кажущейся свободой, а ведь кажущаяся видимость составляет все для существа с ограниченным кругозором и безграничной фантазией. У нас всякий, кто работает за плату, волен искать себе другого работодателя, другое местопребывание и даже другой вид работы, так как его труд не рассматривается как рента богача. Русский крепостной напротив является вещью своего владельца. Обреченный со дня своего рождения и до смерти служить одному и тому же господину, он трудится лишь для того, чтобы доставить рабовладельцу средства к удовлетворению его прихотей и капризов. При таком положении вещей роскошь уже не может быть терпимой и не заслуживает никаких оправданий. В государстве, в котором не существует среднего класса, всякая роскошь должна быть запрещена, так как она может быть объяснена и оправдана лишь в благоустроенных странах, где средний класс извлекает выгоды и средства к жизни из тщеславия и роскоши высшего общества." Эта цитата интересна прежде всего тем, что позволяет немного лучше понять, как смотрели на русских в Европе того времени. Рабовладельцы... Мне эта мысль как-то не приходила в голову, точнее сказать, не была так прямолинейна.
Оба автора затрагивают множество проблем российского общества, это действительно крайне интересное чтение.
Записки де Сталь и де Кюстина интересны еще и наблюдениями за бытом, внешностью и обычаями народа. Иногда не знаешь, смеяться или плакать: "Из всех виденных мною до сих пор женщин простого класса ни одна не показалась мне красивой, а большинство из них отличается исключительным безобразием и отталкивающей нечистоплотностью. Странно подумать, что это жены и матери тех статных и стройных красавцев с тонкими и правильными чертами лица, с греческими профилями, которые встречаются даже в низших слоях населения. Нигде нет таких красивых стариков и таких уродливых старух, как в России.Сборника в сети, к сожалению, я не нашла, поэтому просто привожу выходные данные:
"Россия первой половины XIX века глазами иностранцев", составитель Лимонов Ю.А., Лениздат, 1991 год.
(Цена 7 рублей)Поиск по запросу "Жермена де Сталь" и "Астольф де Кюстин" выдает огромное количество ссылок, возможно, тексты там есть.
P.S. В комментах Мэгги дает ссылки на книгу Кюстина, можно скачать.