Что-то я апокалиптическую серию начала да так и забросила. Надо исправляться.Татьяна Толстая
"Кысь"
Скачать на Флибусте...Казалось бы: где Толстая и где "постапокалиптический роман"? Но тем не менее, "Кысь" - это именно он, причём построенный по классической схеме: старая цивилизация уничтожена вышедшим из под контроля оружием, а на радиоактивных развалинах бывшей Москвы, превратившейся в большую деревню, живут новые люди (в большинстве своём - мутанты), а также и старые, каким-то образом выжившие после апокалипсиса. Новая эта цивилизация, понятное дело, не тянет на звание высококультурного общества, хотя своеобразной культурой на свой постапокалиптический манер, без сомнения, обладает.
Несколько сумбурно получилосьРоман написан совершенно чудесным, на мой взгляд, языком. Хотя многие и упрекают Толстую в излишней лубочности, языковом украшательстве и дешёвой стилизации, но вот лично мне хочется сожрать каждое слово - так вкусно она пишет:
– Вот я вас все хочу спросить, Бенедикт. Вот я стихи Федора Кузьмича, слава ему, перебеляю. А там все: конь, конь. Что такое «конь», вы не знаете?
Бенедикт подумал. Еще подумал. Даже покраснел от натуги. Сам сколько раз это слово писал, а как-то не задумывался.
– Должно быть, это мышь.
– Почему вы так думаете?
– А потому что: «али я тебя не холю, али ешь овса не вволю». Точно, мышь.
– Ну а как же тогда: «конь бежит, земля дрожит»?
– Стало быть, крупная мышь. Ведь они как начнут возиться, – другой раз и не уснешь. Ведь помните, Федор Кузьмич, слава ему, тоже пишет: «Жизни мышья беготня, что тревожишь ты меня?» Мышь это, точно.
Если попробовать описать чувства, которые у меня вызывает "Кысь", то я скажу, что это смесь запредельного восторга и запредельного же ужаса. Ужаса - от нарисованной автором картины. Восторга - от того, как эта самая картина нарисована. Роман одновременно и страшен и очень ироничен, смешать, но не взбалтывать, и коктейль получается впечатляющий.
А ещё "Кысь" можно рассматривать как одну большую аллюзию, отсылающую читателя к советским временам с их тоталитаризмом, диссидентством, дефицитом, поголовной нищетой, богатой властной верхушкой и большим пердюмоноклем, который случается в финале - параллели вполне очевидные. Хотя я не знаю, какие цели преследовал автор, проводя их. Мне-то кажется, что раз уж Советский Союз прекратил своё существование, так и чего вспоминать-то? Поэтому я этот аспект при чтении оставляю за скобками, но, возможно, кому-то будет интересно посмотреть на роман именно с этой точки зрения.
В общем, читать стоит. Отзывы на той же Флибусте делятся ровно пополам на хвалебные и негативные, но одно ясно: равнодушной эта книга точно никого не оставит.