Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы»

Вот официальная аннотация:
Новый захватывающий роман Александра Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы» о человеке, у которого «стрелой в ране» застряла загадка его жизни. Тщедушный приемыш, потерявший брата-близнеца, по воле «бесплотных» проходит путь от раба своего отчима до вождя чужого племени. Вновь становится рабом – монголов, огненной лавой затопивших могучую реку Енисей, – но обретает свою правду: великое благо – жить без страха.

Как и остальные официальные аннотации, она вроде бы правдива... Но тем не менее, я бы сказала, что она совершенно не о том.
Хотя моя рецензия будет еще более не о том. И будет она очень хаотична.
читать дальше

Что же касается самого романа «Ильгет», не знаю, что сказать, чтобы охарактеризовать его в целом, при этом совсем не касаясь сюжета. По ходу чтения у меня возникали разные мысли, и, пожалуй, я их просто перечислю.

- Как-то я всегда по умолчанию полагаю, что есть некая стрела времени из прошлого в будущее, и проходя вдоль нее, человечество в целом и, соответственно, люди в отдельности погружаются во всё более глубокие слои культуры, цивилизации, гуманистических идей и т.д. То есть люди становятся моральными уже в силу моральных установок общества, в котором они родились. А раньше этих норм еще не было и людей извне ничего не сдерживало. Я понимаю, что это очень примитивная точка зрения, но как-то так складывается шаблонный образ, и всякая масс-культура его тщательно поддерживает. И вот читаешь, и оказывается, что есть нечто, что можно назвать ангельской природой в звере (у автора об этом ни слова, и не думаю, что он бы обрадовался такому описанию). Нечто, что в любые времена делает человека добрым. Добрым не оттого, что он читал добрые книжки, не оттого, что его хорошо воспитали... А добрым безусловно. Просто так. Добрым и великодушным. И от этого становится хорошо... тоже «хорошо просто так»...

- Это, конечно, не моя мысль, а автора, — что все благие намерения ведут в ад. И тут уж только кто какого размера дорогу себе сможет проложить. Чем больше людей вокруг ты желаешь облагодетельствовать, тем больших зверств это будет стоить.

- Не умею об этом сказать правильно... Но есть у меня большая тоска по жизни без рефлексии. И автор очень точно сумел передать, как бывает, когда просто живешь. Причем, всей манерой письма, всем текстом, его формой, его ритмом...

- Этот роман совершенно вневременной. Конечно, когда говорят, что он исторический, то тоже не грешат против истины. Но история появляется уже в заключительной части, а до этого все события могли бы происходить когда угодно... И (с некоторыми поправками) с кем угодно...

- В отзывах пишут, что суть романа это "человек и рок". Да, где-то так. Но как не всем дано быть сверхлюдьми, так и рок избирает далеко не всех. И мне кажется, очень, очень страшно быть избранным. Поэтому строки из аннотации «обретает свою правду: великое благо – жить без страха» слишком похожи на издевку. Да, обретает, но какова цена. И может ли кто-нибудь повторить этот опыт? Может ли он кого-нибудь чему-нибудь научить?
Но ведь эта книга и не учебник...
...
Мало того, что это просто «очень хорошая литература», — я бы сказала, в ней можно искать утешение в смутное для себя время...