Коль уж вспомнила Крапивина, есть ещё одна книга замечательная.
читать дальшеЯ браться её читать боялась. Не так уж много я прочитала Крапивина в свои одиннадцать, но тогда он не просто нравился, я с ним дышала. И ужасно боялась теперь не почувствовать, не увидеть. Да и фантастика предполагаемая смущала, не знала я, как справится с ней автор. Но он взял меня и неожиданно совершенно пригрел. История тёплая и ужасно грустная одновременно.
Герой "крапивинский" - мальчик-идеалист, этакий Питер Пен, только без Неверлэнда. Он в наш мир вписывается, а в общество - нет, потому постоянно с обществом этим в конфликте.
Фаддейка замечательный мальчишка. Не знаю, почему многие ему отказывают в возрасте, по мне, он свои одиннадцать во многом перерос. Но он, такой, какой есть, - с "бессистемным чтением", драными штанами, нечёсанный, "с фантазиями" никому не нужен. Фаддейка находит свой способ с этим жить - находит свой Неверлэнд, мир, где он нужен и может быть собой, - Марс. Ну нету у него рядом человека, которому довериться можно, художник его уехал, мама любит, по-своему, но не понимает от слова совсем и даже не собирается.
Эти части про Марс - это же путешествие к нему в душу прямиком, к его целям, страхам, мукам, мечтам. К жажде близкого человека рядом, к ответственности буквально за всех, которую он боится, но готов на себя взять, к недетским совсем мыслям о памяти, предательстве, смерти. И нет там смешения с реальностью, очень понимает Фаддейка, что это фантазии, а вот мама не понимает, пугается их, недетскости и пугается. Только вот вместо того, чтобы сына понять попытаться, помочь ему понять себя и мир получше, да просто чтобы один он не был, она желает его выуздать, как того коня, исключительно и только для своего удобства, чтобы был "нормальный". То есть удобный. И ей, и другим. Не нравится ей, что дружит он с людьми "не от мира сего". А то, что с ними хорошо её сыну, а им - с ним, несмотря на разницу в возрасте, это её не волнует. Не хочется ей, чтобы он таким стал. А то, что он уже такой, это неважно, мда.
Страшно именно то, что он любит и её, и тётю, а они даже не пытаются его понять, и ему это делается всё ясней. И вот уже проглядывает склонность манипулировать ими, причём такая, с умыслом. Вылиться может она в очень нехорошее что-то.
Вот Юля, что о Юле сказать. Я была предубеждена против неё почти всю книгу. Очень уж сразу она "определила" Фаддейку, и с детства была склонна к "какнадошности". Да и ревность эта её меня настораживала сильно, свою она любила нужность Фаддейке, а не его, казалось. Но потом встретилась с мамой его, перед выбором встала. И выбрала его право быть Фаддейкой. Она сама ещё девочка, не забыла о том. И Фаддейка её выбрал, в конце концов, а я ему верю. Так что пусть будет Юля, только пусть не обижает марсианина.
А песня там хороша. И её спели-таки, очень жаль, что не до конца, но мелодия красивая, мне нравится, может, и сама напою. Там суть "Портрета" этого, в ней:
"Детям сказка нужна, чтобы стали бесстрашными.
Взрослым сказка нужна просто так, просто так."