Полностью название "На службе у войны: негласный союз астрофизики и армии".
Я уж было подумала, что хитрый автор всю книжку посвятил истории вопроса. Начал чуть не от начала времен, от определения своего местонахождения глазами, с помощью вытянутой руки и оттопыренного большого пальца, через мерную палочку к подзорным трубам, телескопам, компасу и так далее. И до современной спайки ВПК и НАСА, последних достижений приборов двойного назначения, брата-близнеца Хаббла (Уэбба еще не было на момент написания книги), и GPS-Глонасс. И не только. Подозреваю, ни одной военной тайны автор не открыл, но все равно, количество совместно проделанной или хотя бы оплаченной военными работы внушает. О роли холодной войны и достижениях Советского Союза в связи с русско-американской космической гонкой тоже рассказано, и про более современную Россию не забыл. И про Китай и другие страны, которые отправляли чего-либо в космос. Намечены перспективы развития и сотрудничества, если современные тенденции продолжатся.
А главное, автор, который называет себя пацифистом, убеждал себя, что работать с военными не так уж и плохо, если результаты работы приносят не только войны и разрушения, но и что-то хорошее для других людей.
Книга включена в подборку
Всенауки.
Немного цитатИменно там, в этот момент, я осознал неприятный, но неопровержимый факт: без Космического симпозиума, без многих и многих подобных симпозиумов, безо всех предшествующих ему и параллельных ему событий внутри разных культур и времен, без той власти и мощи, к которым стремились участники этих событий, как для себя самих, так и во имя тех стран, что они представляли, без колоссальных вложений в технический прогресс, подпитываемый именно этим стремлением к власти, – без всего этого не было бы никакой астрономии, никакой астрофизики, никаких астронавтов, никаких исследований Солнечной системы и едва ли мы имели бы хоть какое-то представление о космосе.
Для исследования космоса, возможно, нужен талант, но деньги приносит война.
С самого своего рождения телескоп являл собой пример взаимопроникновения военных дел и астрономии. Всем было ясно двойное назначение этого инструмента. Любой придворный сказал бы, что он произведет революцию и в сборе разведывательных данных, и в наблюдениях звезд.
В 1956 году Стратегическое командование ВВС составило перечень целей для предполагаемой через три года войны. Главной задачей было «систематическое разрушение». Восьмисотстраничный список под грифом «совершенно секретно», называвшийся «Исследование требований к атомному оружию на 1959 год», содержал 179 целей в Москве, 145 в Ленинграде и 91 в Восточном Берлине. Первоочередными целями были аэродромы, фабрики, инфраструктура, правительственные здания и сельскохозяйственное оборудование; любой, кому в момент атаки не повезло бы оказаться на территории цели, стал бы ее частью. Вдобавок в каждом городе одна из целей так и называлась: «Население».
В 1993 году на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке распродавались двести артефактов, относящихся к советской и российской космическим программам, – от бортовых журналов и бывших в употреблении скафандров до шахмат на штырьках, предназначенных для игры в невесомости, и до восстановленной обгоревшей капсулы с космического корабля «Союз». Этот последний лот ушел за 1,7 миллиона долларов. Я присутствовал на этом аукционе. Нельзя сказать, чтобы это была гаражная распродажа. Победители в долгой холодной войне делили военную добычу.