Александра
Исходя их названия романа, разговор о женщинах, окружающих Иоэля, напрашивается сам собой.
Женщин в его жизни гораздо больше, чем мужчин. Сначала это жена и дочь, затем дочь, мать и теща, девушка из Бангкока, потом соседка. Поначалу я была сосредоточена на образе жены, мне казалось, что именно она - главная загадка, но потом подумала, что это не так. Познать женщину - это, скорее всего, познать мир, чтобы научиться в нем жить. Может быть, это слишком смелое заявление? Не знаю. Но, думаю, что-то верное в этом есть. Интересно, что Иоэль на протяжении всего романа, несмотря на свою явную внешнюю и внутреннюю мужественность, совершает много женской работы. Да что, там, практически все женские обязанности на нем. Не знаю, возможно, это слишком прямолинейный вывод, но мне напрашивается именно он: Иоэль внешне проживает жизнь женщины, внутренне совершенно не понимая, что это значит и для него, и для самих женщин. Но понять надо, потому что для этого человека одиночество немыслимо.
А самое интересное в этом, что, пытаясь проникнуть мир женщины, мы сами того не замечая, оказываемся погруженными в мир мужчины. И это взаимное проникновение внезапно как-то сильно бьет по нервам.
Понять сложнее всего, особенно, если если никто не торопится объяснить. Разве это не на каждом шагу?
И еще: мне показалось, что автор очень убедителен, когда описывает жизнь и поведение своих героинь. Но намеренно или случайно он не дает ответа на вопрос "почему именно так, а не иначе?" Пару раз у меня мелькала мысль, что Амос Оз и сам не знает ответа на этот вопрос.
Друзья, я совершенно отвыкла выражать свои мысли о прочитанном и вести диалоги подобного плана. Подозреваю, что все вышесказанное звучит несколько беспомощно. Ну, что ж... Не стреляйте в пианиста.
Женщин в его жизни гораздо больше, чем мужчин. Сначала это жена и дочь, затем дочь, мать и теща, девушка из Бангкока, потом соседка. Поначалу я была сосредоточена на образе жены, мне казалось, что именно она - главная загадка, но потом подумала, что это не так. Познать женщину - это, скорее всего, познать мир, чтобы научиться в нем жить. Может быть, это слишком смелое заявление? Не знаю. Но, думаю, что-то верное в этом есть. Интересно, что Иоэль на протяжении всего романа, несмотря на свою явную внешнюю и внутреннюю мужественность, совершает много женской работы. Да что, там, практически все женские обязанности на нем. Не знаю, возможно, это слишком прямолинейный вывод, но мне напрашивается именно он: Иоэль внешне проживает жизнь женщины, внутренне совершенно не понимая, что это значит и для него, и для самих женщин. Но понять надо, потому что для этого человека одиночество немыслимо.
А самое интересное в этом, что, пытаясь проникнуть мир женщины, мы сами того не замечая, оказываемся погруженными в мир мужчины. И это взаимное проникновение внезапно как-то сильно бьет по нервам.
Понять сложнее всего, особенно, если если никто не торопится объяснить. Разве это не на каждом шагу?
И еще: мне показалось, что автор очень убедителен, когда описывает жизнь и поведение своих героинь. Но намеренно или случайно он не дает ответа на вопрос "почему именно так, а не иначе?" Пару раз у меня мелькала мысль, что Амос Оз и сам не знает ответа на этот вопрос.
Друзья, я совершенно отвыкла выражать свои мысли о прочитанном и вести диалоги подобного плана. Подозреваю, что все вышесказанное звучит несколько беспомощно. Ну, что ж... Не стреляйте в пианиста.

Я уже первую сотню страниц одолела - скоро присоединюсь =)
И постоянно возникает вопрос: ну почему они никак не могут между собой договориться?
Мэгги, они не просто не пытаются, они вообще не разговаривают. Думаю, я могу это понять. Начав однажды, не знаешь, где остановишься. При всей мучительности отношений, герои книги любят друг друга, а, начать разговор - это значит вскрыть все болевые точки. Молчание, конечно, не выход, но, повторюсь, я могу понять причины этого молчания.
А я никак не могу вчитаться, хотя скоро полкниги будет. Ой, жалко.
Именно. Меня это очень раздражает, хотя, как и ты, причины молчания я понимаю. Но, видимо, автоматически примеряю такой подход к своей семье - и начинаю раздражаться, и даже, наверное, пугаться. Потому что для меня в отношениях как раз самое страшное - невозможность договориться и замалчиване болевых точек. Я очень боюсь, что если их не вскрыть, то рано или поздно они разрушат отношения совсем. Хотя, если болевых точек накопилось много, - то их вскрытие разрушает отношения не менее эффективно... в общем, я боюсь этого молчания. Наверное это пресловутое желание контроля ситуации - чем меньше недоговоренного в отношениях, тем более стабильными и предсказуемыми они мне кажутся.
А ещё в процессе чтения я смогла понять, что меня не привлекают книги из серии "познать себя", и смогла сформулировать, почему. Путь к себе у каждого человека очень индивидуален, а для меня самым интересным и ценным является мой сбоственный опыт познания себя. (ну, те шесть лет терапии, ты в курсе) Все остальные встречающиеся в литературе или в жизни рефлексирующие персонажи на моём собственном фоне кажутся мне неправильными, неинтересными и сложными для понимания =))
Пока же могу сказать (в качестве комплимента), что у тебя, похоже, на редкость здоровая психика.
Вот за это спасибо =) Я к этому долго шла и даже сейчас у меня уходит много сил на поддержание своей психики в состоянии равновесия. Так что твой комплимент для меня дорогого стоит =)
А ещё в процессе чтения я смогла понять, что меня не привлекают книги из серии "познать себя", и смогла сформулировать, почему. Путь к себе у каждого человека очень индивидуален, а для меня самым интересным и ценным является мой сбоственный опыт познания себя.
С этим я готова согласиться, но не до конца. Путь к себе другого человека или литературного персонажа может быть прекрасным объектом для наблюдения, который раскрывает какие-то новые грани самого восприятия мира. Я бы не сказала, что в этой книге все самопознание заключается в попытке разобраться в семейных отношениях (если я правильно поняла твой комментарий, то ты пишешь преимущественно об этом, )есть еще два момента, которые меня сильно зацепили, причем очень по-разному.
Первое - это идея о том, что нельзя всю жизнь за что-то расплачивающийся, потому что это уже будет не жизнь, а смерть. (момент, когда Иоэль отказывается вернуться на службу).
Идея о том, что мы должны отпустить какую-то ситуация, простить, перевернуть страницу - не нова. Но здесь несколько иное. Речь идет о прощении самого себя не за вину, а за возможность этой вины. Я не думаю, что это звучит абсурдно, по крайней мере, я это чувство хорошо понимаю. Кстати, здесь особенно заметно, что Оз - наследник русской классической литературной традиции.
И второе - эпизод с видением английского джентльмена, не знаю, дочитала ли ты до этот момента. Мне кажется, герою в этот момент открывается совершенное знание, о котором трудно рассказать словами. Сам автор этого не делает. Если попытаться совсем уж приближенно: красота, конечность и одновременно бесконечность жизни. Мне это моментально напомнило эпизод из собственного опыта (позволю себе процитировать)
После ужина побрели в палатку спать, Д. сразу захрапел, а я все крутилась, было не унять дрожь в ногах. Зарываю глаза - дороги, дороги, песок, перекрестки, все крутится, вертится; мелькают хлесткие ветки, сосны, кусты, черника...
Вдруг весь этот хаос замедлился, и я так отчетливо, будто наяву, увидела: мы останавливаем велосипеды у лесной дорожки, по обочинам которой торжественно и мрачно стоят невысокие мокрые ярко-изумрудные ели, между ними высоченные борщевики раскинули свои роскошные зонты. Воздух тих, совершенно неподвижен, прохладен и влажен. И в этой тишине я сказала Д:
- Посмотри, они встречают нас как равных.
Тут моя издерганная за день нервная система дала сильный сбой, и я немного поревела перед тем, как уснуть.
Иногда жизнь - это так много.
Возможно - это и есть главный вывод: жизнь - это так много. Иногда я об этом забываю, "Познать женщину" - еще один колышек в памяти.
И вопрос по ходу: мне непонятно, почему жена называла Иоэля тюремщиком дочери? В чём-то она его обвиняла, но я не могу уловить, в чём. В том что он повесил на дочь ярлык, что ли?
Кстати, "Темную башню" перечитывать не планирую. Разочарование последнего тома слишком сильное, настолько, что любимые части не хочется брать в руки. Но финал изящный и логичный, да, этого не отнимешь.
Я люблю книги, которые задают читателям вопросы, к которым хочется возвращаться как раз из-за той самой недосказанности. Люблю, когда автор не загоняет читателя в жесткие рамки, позволяет думать и переосмысливать. Книга Оза - это для меня просто кладезь вопросов. И я чувствую потребность искать на них ответы.
Присоединяюсь к вопросу.
Я прочитала чуть дальше объяснения, что за "проблема" у девочки.
Дальше я пас.
Однако, такое ощущение, что в книге все герои только и делают что прячутся - от самих себя, действительности, близких... При таких раскладах какое там счастье, нечем его делать, на поддержание видимости благополучия сил бы хватило.
Жена странна на всю голову.
Nel, Мэгги, да, я так и думаю. Но это не все объяснение. Есть еще что-то. И тут я на развилке: либо автор просто интуитивно описывает женщину (и интуиция его не подводит, даже если она странна на всю голову - это совершенно реальный персонаж ИМХО), либо я не до конца разобралась в их отношениях.
Девочки, хоть вам, кажется, книга не очень, все равно - спасибо большущее за диалог. Я ради этого сообщество и создавала.
Но это не значит, что я больше не хочу обсуждать Оза! Я хочу, хочу.))
Две вещи, очевидные для понимания романа, здесь все обошли стороной: слепой зверь в прыжке и неприятие лжи. Признаюсь, что в послесловии я прочла объяснения автора: зверь - сфинкс, требующий разгадки. И это вызвало мое раздражение настолько, что я вообще не упоминала об этой статуэтке. Раздражение, потому что не люблю, когда автор объясняет свой замысел, не давая читателю раскручивать ниточку догадок и соответствий, и потому, что идея зверь-сфинкс вообще не пришла мне в голову. Я больше сконцентрировалась на том, что эта кошка, рвущаяся вперед, - слепа.
А вот неприятие лжи... Спасибо за эту мысль.
нет, нет, то возможно, я знаю точно
1) отношения Главного Героя с женой. С одной стороны, явно говорится, что они были супругами в полном смысле слова, единое целое. С другой стороны, она явно ему враждебна в ситуации с болезнью дочери, она жестоко его отстраняет, совершенно безжалостно. И я не понимаю почему.
2) отношения ГГ с дочерью. Вроде ясно, что она подросток, со всеми вытекающими, и она странная девочка немного. Но что хотел показать автор?
3) отношения ГГ с матерью. ГГ очень чуткий человек, но при этом его матери так не кажется. Почему она постоянно упрекает его, что он быстро забыл свою жену после смерти? Почему именно она выставляла её фотографии? Не теща, а свекровь. Она постоянно пытается до него как-то достучаться, но он настойчиво уходит от разговоров и т.п. В самом конце меня просто поразило, когда она говорит: Мне немного осталось, я скоро исчезну, задай мне свои вопросы, пока не поздно. А он при этом чуствует раздражение от необходимости даже дотронуться до неё. Она тяготит его, и мне от этого ужасно грустно.
В общем, у меня не получилось единой картинки.
Мать Иоэля (как и се в доме) не понимает его погруженности в себя и немного ее боится. Мне кажется, все его домочадцы не понимают, для них это что-то вроде затишья перед бурей.