2-12-85-06
Есть такие фильмы, которые нужно, просто необходимо смотреть в течение жизни, чтобы не забывать историю. И начинать нужно с детства, для более качественной прививки. Я, как всегда, об «Обыкновенном фашизме», конечно, в первую очередь подумала. И книги тоже есть такие. Которые необходимо читать подросткам, с подростками, да и взрослым не мешало бы время от времени освежать в памяти. И воспоминания Пина Ятая — из таких книг.
В 1975 году, когда в Камбодже к власти пришли красные кхмеры, автору было тридцать с хвостиком, он был женат и имел трёх детей, работал инженером. В апреле 1975-го вся семья Пина Ятая (не только жена и дети, но и родители, братья с семьями... в общем восемнадцать человек) была изгнана из Пномпеня и задействована в качестве бесплатной рабочей силы в сельском хозяйстве. Это же случилось и с большинством жителей столицы (почти два миллиона человек). Семья старалась держаться вместе, когда людей перебрасывали с одного поля на другое. Голод, адский труд и болезни за два года выкосили почти всех. На момент, когда Ятай решился бежать (его обвинили в буржуазности, грозила смертная казнь) через горы в Таиланд, в живых оставались его жена и один сын, шестилетний Нават. Ребёнка пришлось оставить у знакомой: перебраться с ним через горы шансов не было. В пути Ятай потерял жену, но сам чудом дошёл до Таиланда.
Отец Ятая, будучи смертельно больным, завещал своему сыну "не умирать". Уходя в горы, Ятай сказал Навату: "Выживи, сынок". Больше никогда Ятай сына не видел и о его судьбе не смог узнать ничего.
Как так случилось, что кучка марксистов-ленинистов за три года девять месяцев фактически уничтожила страну с невозможной жестокостью? Красные кхмеры не имели опыта управления. Кроме грандиозных планов построения коммунизма за две недели, у них не было ничего. Но чуть больше чем за один день они отменили деньги и частную собственность, закрыли все государственные учреждения, в том числе школы, объявили религию вне закона и лишили буддийских монахов духовного сана, разлучили тысячи семей и опустошили камбоджийские города. Пол Пот поставил задачу в несколько раз увеличить объёмы сельскохозяйственного производства, думая, что крестьяне в едином революционном порыве станут работать лучше. Но в результате на полях работали "враги государства" — такие, как Пин Ятай и его семья, отказавшиеся присоединиться к революции, образованные буржуа.
Люди умирали от голода и болезней, их казнили. Не обошлось и без партийных чисток. Одна пятая населения страны была уничтожена. "День за днём мы наблюдали собственное уничтожение", — пишет Ятай. Он очень внимательный и проницательный наблюдатель. И чувства этого человека, с которыми он вспоминает, как такое огромное количество умных, начитанных, образованных людей покорилось горстке идейной неграмотной молодёжи, можно описать одним словом — ошеломление. Когда читаешь, ловишь себя на мысли: как? откуда такая пассивность, покорность судьбе, надежда, что как нибудь обойдётся? Тысячи людей выгоняют из дома, из города, ссылают в дальние деревни, заставляют работать от зари до зари, убивают родных, а те, что ещё живы, пухнут от голода — а они приговаривают: "Потерпи, обойдётся". На что они надеялись?
Такие книги необходимо читать, чтобы знать: не обойдётся, не рассосётся само, компромиссы невозможны. Что бы ни казалось и какой бы век на дворе не был.

@темы: мемуары

Комментарии
26.05.2013 в 01:30

А по мне так Пол Пот не был марксистом-ленинистом в полной мере, т.к. не врубился в суть диалектического и исторического материализма. Ну и слишком спешил.
26.05.2013 в 02:05

2-12-85-06
i(r)onfox, ну, в полной мере марксистом был, наверное, только Маркс, а ленинистом — Ленин. Но в общем, книга не об этом.
26.05.2013 в 02:15

Киже, насчет марксистов не совсем. Но Пол Пот был вообще диким адовым маргиналом, из режима которого делают пугало, отпугивающее людей от социализма и коммунизма. Это все равно как судить о буржуазии и капитализме по Робеспьеру и компании, тоже любившим снести пару тысяч голов одним росчерком пера.
26.05.2013 в 02:29

2-12-85-06
i(r)onfox, :nope: мне всё равно, пугается ли народ социализма и коммунизма и насколько именно в этом виноват Пол Пот.
26.05.2013 в 14:53

Александра
Киже, спасибо за рецензию.

Я с утра обдумываю ваш диалог, все никак не выкинуть из головы. Дело даже не в конкретном произведении, а в том, что размытость формулировок может совершенно изменить взгляд стороннего человека на вопрос. Я об этом:
- Пол Пот был вообще диким адовым маргиналом, из режима которого делают пугало, отпугивающее людей от социализма и коммунизма
- мне всё равно, пугается ли народ социализма и коммунизма и насколько именно в этом виноват Пол Пот.
Но я поняла, что книга не об этом.

26.05.2013 в 19:02

2-12-85-06
Терву, надеюсь, кому-нибудь пригодится.
Я подумала, что отсылка к фильму Ромма как-то поможет сориентироваться...

А поддержать разговор о Пол Поте с i(r)onfox я просто не смогла: истории Камбоджи не знаю, а уж насколько идею коммунизма дискредитирует Пол Пот лично, тем более понятия не имею. И это в ближайшее время вряд ли меня заинтересует. Тут бы со своей историей разобраться(((( Вот, собственно, что и имелось в виду.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии