На LL. Я несколько подозрительно присматривалась к этой книге, учитывая не самый удачный опыт с книгой другого практикующего врача - всегда есть возможность, что автор вольно или невольно выдает свой случайно удачный единичный опыт за нечто универсальное. К тому же и тут автор пошел описывать общее на примерах из своей практики. Но хотя бы очень странных заявлений и восхвалений своей клиники не было, и в целом звучало достаточно вменяемо. Часто очень узнаваемо, вот прямо на себе иногда замечала некоторые симптомы, или на знакомых, которые временами на что-то жалуются. Так что, можно сказать, что книга очень жизненная, и вообще, касается она не только забывчивости - это лишь один из вариантов симптомов, которые может выдать наш мозг, если с ним не все в порядке. А так там целая гроздь, которую автор называет "зависанием", по аналогии с компьютером: когда хотел чего-то сказать, но забыл, чего; когда внезапно в голове пусто, а надо произнести тост; когда перестаешь справляться с такими делами, которые раньше не вызывали затруднений; когда пропадает творческий потенциал; когда целый день зависаешь в интернете и не делаешь ничего полезного, и так далее. Автор рассказывает, как, по его мнению, люди дошли до жизни такой, и что в этой их новой жизни надо бы поменять, чтобы мозг снова заработал на все сто процентов, без скидок на возраст и плохую экологию. Советы в большинстве звучат весьма реалистично и не сложно, жалко, что комплекс специальных упражнений для своих пациентов он не рассекретил ) Часть из советов вообще приятная, типа гулять каждый день: это и физическая активность, если не сидеть на лавочке, а хотя бы ходить, и новые впечатления, и тренировка глаз, и еще много чего. Прямо тянет начать прямо с сегодня все это и выполнять. Кстати, наладить режим дня тоже советует... Но в плане "всегда ложитесь спать в одно и то же время", а не в десять вечера. Чем, скажем, часов шесть утра хуже?!

Структура книжки такова, что ну просто никак не получалось выдирать из нее мелкие лаконичные цитатки, там, собственно, большая часть подглавок - считай, один абзац со ссылками на то, что было перед ним и будет дальше. Читается легко, язык понятный, спецтерминами автор вообще не грузит и не ударяется в теорию нейронауки, все на наглядном, можно сказать бытовом, уровне.
Короче, береги одежду снову, а мозги смолоду, так что такая почти прикладная книжка будет полезна многим, многим.
Вниманию слушающих: в моей раздаче куда-то пропала предпоследняя глава, восьмая. А "Вместо послесловия", которая начинается с рассказа про бабушку, уже девятая. Выяснила случайно, таская из электронной версии цитаты, потому как хоть записывать и полезно, но лень и некогда
Мозговитые цитаты!Цитаты!
Мозг по своей природе ленив и устроен так, что стремится максимально облегчить себе жизнь.
Когда человек не смеется над шутками вместе со всеми, пожалуй, это типичный случай подступающей болезни. Может быть, причины этого не очевидны, но я сейчас поясню, почему это так. Дело в том, что в шутках обычно есть неожиданные повороты. Обычно смешно нам именно из-за того, что развитие событий внезапно идет совсем не так, как мы ожидали. Обычно люди моментально реагируют на это неожиданное развитие событий. Но человек, который не может так быстро среагировать, не понимает сути шутки и не смеется. Он чувствует, как будто его застали врасплох.
Если с вами такое случается, подумайте внимательно, какой образ жизни вы ведете? Может быть, ваши лобные доли совсем не получают нагрузок?
Когда мы собираемся что-то сделать, мы не продумываем свои движения одно за другим. Мы сначала определяем всю цепочку действий, которые надо произвести, и только потом по очереди их выполняем (а если один и тот же набор действий производим очень часто, то начинаем делать это «на автомате»). Для этого требуется какое-то время держать в голове новые мысли и установки. Если с этим возникают проблемы, то человек сразу же забывает, что он в данный момент делает и зачем.
Разговор – это тоже процесс упорядочивания. Мы выстраиваем в нужном порядке слова, воспоминания, мысли, и тогда у нас получается связный рассказ. Но если мозг не может запомнить эту новую последовательность, то мы вдруг посреди рассказа теряемся, не в состоянии вспомнить, о чем шла речь.
Если вы впервые поехали по привычной дороге без навигатора и заблудились, значит, раньше во время вождения вы не задействовали когнитивные функции мозга.
Пример с навигатором – самый типичный образец того, как различные удобные приборы выполняют разные задачи вместо нас. Нам кажется, что с их помощью наша жизнь становится качественнее, но на самом деле, используя их, мы перестаем делать вещи, которые раньше требовали от нас приложения умственных усилий.
В конечном итоге молодость мозга определяется тем, сколько у человека интересов, как часто ему приходится решать интеллектуальные задачи, и насколько его жизнь наполнена новым. Мозг человека, у которого в жизни всего этого много, всегда остается «молодым» в любом возрасте. И наоборот, мозг молодых людей, лишенных такого разнообразия в жизни, может быстро «постареть».
Можно сказать, «молодость» мозга зависит только от количества новых задач. Всем, кто сталкивается с «зависаниями» мозга, нужно обязательно делать свою жизнь разнообразнее.
Диалог – это активность, при которой задействуется способность мозга воспринимать, обрабатывать и воспроизводить информацию. Если в момент разговора посмотреть на компьютере на мозг говорящего, то будет видно, что в это время активна довольно обширная его область. Без слаженной работы всех областей мозга (сенсорных зон, отвечающих за получение информации, ассоциативных зон коры, обрабатывающих информацию и моторной зоны коры, отвечающей за воспроизведение информации) вести беседу не получится. Когда общение происходит, в основном, по интернету, это всё ограничивается.
Своим пациентам, которые оказались в такой же ситуации, как Хасимото, я даю следующие три рекомендации (на самом деле я давал бы их куда больше, но по своему опыту знаю, что очень занятые люди не смогут всё это выполнить, даже если я их попрошу).
Первая рекомендация – создать «точку отсчета» для своего дня. Это как раз про режим.
Вторая рекомендация – просыпаться утром пораньше, чтобы обязательно успеть выйти на час прогуляться.
Третья рекомендация – читать вслух. Счастливые люди те, которые начитывают книги! Совмещают работу с тренировкой.
Мои знакомые и пациенты часто мне говорят, что стали хуже вспоминать информацию с тех пор, как начали пользоваться интернетом. Я читал о результатах исследования одной социологической организации. Там говорится, что около 10 % пользователей интернета (те, кто пользуется им уже год и дольше) в возрасте от 10 до 70 лет отметили, что стали очень забывчивыми. Поэтому, наверное, людей с такой проблемой больше, чем я себе представляю. Но нельзя свести причины этого явления к простому выводу, что человек хуже вспоминает из-за того, что извлекать информацию из памяти ему часто помогает интернет.
Наверняка с этим связан тот факт, что с тех пор, как интернет стал так популярен, всё больше людей нарушает ход своих биологических часов. В том же исследовании 70 % опрошенных ответили, что чаще стали очень поздно засыпать.
Работая с пациентами, я заметил, что в последнее время молодые люди вкладывают иной смысл в слово «знать». Вообще, слово «знать» означает понимать предмет и уметь рассказать о нем. По крайней мере, когда человек может это сделать, мы скажем о нем, что он что-то «знает». А в последнее время молодые люди склонны говорить «знаю» еще и о тех вещах, которые, как они предполагают, не составит труда сразу найти в интернете.
Может показаться, что это хорошо: теперь, даже если у тебя проблемы с памятью, ты можешь сразу найти всё нужное в интернете. Но это наивное представление. Функции мозга носят иерархический характер. Только при наличии твердой базы человек может выполнять более сложные действия. Если человек умеет считать на калькуляторе, это не значит, что у него развито на высоком уровне математическое мышление. Точно так же и от человека с ослабленной памятью нельзя ожидать, что он будет фонтанировать блестящими идеями и выполнять творческую работу только потому, что может найти в интернете любую нужную ему информацию (если у человека пропала способность к творчеству, есть вероятность, что этому предшествовали проблемы с памятью).
У меня есть привычка по утрам наводить порядок в своей комнате. Когда я прихожу на работу в больницу, тоже прежде всего прибираюсь в кабинете. У меня высокая должность, которая почти всегда предполагает работу с важными документами. Потерять их – значит получить проблемы. Чтобы спокойно работать, надо представлять себе, где что находится. Но дело не только в этом. Просто я знаю, что уборка – это хорошая тренировка для высших функций мозга.
Самая главная особенность работы интернета (точнее, поисковой системы) в том, что он обрабатывает огромный массив информации и сильно упрощает сложные процедуры, сортирует все это и выдает нам уже упорядоченным. Например, стоит только ввести ключевые слова, и в результатах поиска все ссылки на сайты будут распределены по релевантности. Пользователю остается только выбрать из этого уже упорядоченного списка то, что кажется подходящим, перейти по ссылке и сразу получить информацию, которую он искал. Чтобы купить что-то в интернете, тоже достаточно ввести информацию, а потом просто следовать указаниям на сайте. Это можно проделать, практически не сосредотачиваясь на процессе.
Все это дает основания утверждать, что при веб-серфинге вообще не задействуются когнитивные функции мозга.
Одна из главных причин «зависаний» мозга и ослабления самых разных его функций – наши эмоции. Когда человек испытывает слишком сильные эмоции, он порой не может делать даже элементарные вещи. Так происходит потому, что вся энергия мозга направляется в центры, отвечающие за эмоции. В результате в центрах, отвечающих за мышление, её начинает не хватать. К тому же мозг тратит много ресурсов, чтобы подавить влияние эмоций на действия человека.
Надо стремиться к разнообразной деятельности и периодически проверять, правильно ли вы используете ресурсы своего мозга. Обращайте внимание на «зависания» мозга, и вы легко сможете понять, всё ли в порядке. Не завязли ли вы в слишком комфортных условиях. Не ухудшилась ли работа вашего мозга из-за того, что вы перестали делать привычные вещи, и т. д.
В идеале у человека вообще не должно возникать таких «зависаний». Это означало бы, что человек использует возможности своего мозга наилучшим образом. Возможно, такого сложно добиться в наше время. Вокруг нас слишком много факторов, мешающих нам сбалансированно использовать ресурсы мозга. Мы загружены работой, поэтому часто пользуемся удобными гаджетами, которые всегда под рукой. В обычной жизни мы тоже перестаем делать многое из того, что делали раньше. Из-за этого многие способности теряются: мы всё хуже можем вспоминать информацию, компоновать и хранить ее в памяти, воспринимать речь на слух и т. д. Во время разговора мы всё чаще произносим фразы вроде: «Ой, а что я хотел сейчас сказать?» Иными словами, «зависаем».
Как я уже объяснял, в результате со временем мы можем потерять не только навык эффективного общения с людьми, но и уникальную, присущую только человеку способность, которую не заменит ни компьютер, ни интернет, – способность к творчеству.