На LL. Книжка о книжках, о том, что слово и даже мысль, сны и дух сильнее и важнее яви и поступков. Взяты исторические факты - о том, как враги осаждали церковь, о крестоносцах, разоривших Царьград, даже о нашем времени, о бомбардировках в конце ХХ века, - и на их основе вылеплено сказание, волшебное, как тысяча и одна ночь, с играми слов, смыслов, и картинками, которые, будто в мультфильмах, перетекают одна в другую, постоянно меняясь. Совы там не то, что кажется, да и все птицы - не просто так, потому что "Для каждого слова есть свое перо. Например, слово «небо» пишут легким касанием летного пера взрослого ястреба, а «трава» – пером с брюшка скворца, «море» – пером альбатроса, некоторые книги написаны пером болтливой гаги, а чтобы описать ваш черный костюм, нужно писать с сильным нажимом пером из хвоста крупной галки". Вместе с тем, там есть твердая внутренняя логика, когда черное никогда не становится белым, хотя может пытаться под него подделываться. Читая, получила большое эстетическое наслаждение, которое не передашь своими словами, разве что цитатами ) Слово - вообще главное, на чем держится всё в том мире, а слово, обращенное к богу - сильнее всех, оно и церковь, настоящую каменную церковь, в небе удержать может. Поэтому страшнее всего не количество врагов, не их оружие, а потеря надежды и тишина или недовольный ропот вместо молитвы.
Те, кто знает историю (к тому же не России, а Словакии), так же, как я, то есть никак, могут сразу посмотреть спойлеры, чем дело закончилось, но тут все-таки не сюжет важен, а да, Слово. Эта повесть и её чтение.
Немножко цитат:Немножко цитат:
Долгими ночами многие дворцы в Западных странах щедро освещались одними только рассказами паломников, торговцев и бродяг о тех сокровищах, которые они там видели. Однажды в Шартре, когда некий Филше описывал всего лишь портики дивного города, произошло неслыханное – его повествование сияло такой роскошью, что ночь не наступала в течение семи зимних дней. Дамы, желая продемонстрировать свою изысканность, украшали себя детальными описаниями драгоценных камней. А бывало и такое, что ужин подавали в пересказанной византийской посуде
Старик растроганно положил на плечо юноши свою правую руку, не забыв при этом левой спрятать данное ему обещание в кожаный кошелек, находившийся у него за поясом, там он держал высказанные собеседниками устные обязательства.
Ничего не происходит на этом Свете и ничего по-настоящему не произойдет, если об этом когда-то раньше уже не было рассказано.
Ее платья приезжали к ней из Парижа – в одном сундуке они сами, в другом их шелест, а в третьем вздохи молодых людей, которые и приличествуют в таких случаях.
Властелин болгарского царства вместо веревки завязал мешок лоскутком того ветра, который знал все языки. Этот лоскуток представлял собой довольно длинное ругательство на безукоризненном латинском языке. Чтобы фраза по дороге не распустилась, ее концы были завязаны мертвым узлом.
Я вот эту не читала, но хотела и собиралась. Даже полистала. Зато читала "Атлас, составленный небом". И просто в него влюбилась.
Давно хотела спросить, а профиль на ЛЛ у вас есть?
профиль на ЛЛ у вас есть? а как же иначе, книжки ж считать надо )
а ссылочку можно? Или никнейм тот же?
Он последователь и в каком-то смысле ученик Павича и это конечно чувствуется) И "Атлас" меня в свое время просто очаровал.
Читала давно обе книжки. Надо бы перечитать)
Вот, кстати, Павича еще почитать надо. Давно планирую, да никак не доберусь.
А Петрович в феврале, мне кажется, отлично поднимает настроение. )
Это супер-чтение! Завидую прямо))
Спасибо за реки. Да, я думала со Словаря и начать, все-таки, самое на слуху.
Да подождите завидовать: планы-то есть, но читательское настроение такое переменчивое. )
Хотя "Атлас" у меня на полке: я его время от времени пролистываю для поднятия воздушности в голове. )
Я-то сама читала всего Павича сто лет назад -- прямо по мере выхода новых книг. И это был мой любимейший писатель!
Но столько лет прошло... Мир изменился. Не знаю, как он сейчас будет читаться. Но надеюсь на лучшее)))