
Классическая по построению книжка о самом передовом рубеже в физике - теории всего, теории, которая сможет объединить все взаимодействия - электромагнитное, сильное ядерное, слабое ядерное и гравитацию! Хотя начинается все, конечно, с истории вопроса, едва ли не с античности, и постепенно, по мере того, как человечество понимало устройство мира, продвигается вперед и вперед. Рассказывается, на плечах каких гигантов стояли ученые более поздних периодов, которые, в свою очередь, стали гигантами для будущих потомков; как идеи, высказанные ими, встречались научным сообществом, проверялись и подтверждались опытами и расчетами, на какие вопросы отвечали и какие предсказания можно было получить из каждого шага, приближающего нас к полному знанию самой глубинной физики этой Вселенной. И, конечно, рассказывается о самой теории, над которой сейчас думают самые лучшие умы, что ожидают получить, когда (если) она будет сформулирована, и как это можно будет проверить, какие инструменты для этого уже есть, а какие хорошо бы заполучить, но не всегда возможно. Адронный коллайдер размером хотя бы с Солнечную систему очень бы помог, но пока что он даже объединенному человечеству не по силам и не по карману.
Хотя по большому счету, если читатель уже знаком с темой теории всего, или теории струн, то вряд ли эта книга откроет ему что-то исключительно новое, хотя приятные моменты все же есть.
Одна цитаткаКогда я еще ребенком читал об этом, мне всегда было интересно, почему мы видим лишь крохотный кусочек электромагнитного спектра. Какая жалость, думал я. Но причина, я теперь понимаю, состоит в том, что длина электромагнитной волны примерно соответствует размеру излучающей эту волну антенны. Размер вашего сотового телефона составляет всего лишь несколько дюймов потому, что размер его антенны должен примерно соответствовать длине передаваемых и принимаемых электромагнитных волн. Аналогично размер клеток сетчатки вашего глаза примерно определяет длины волн тех цветов, которые вы в состоянии различать. Следовательно, мы можем видеть только те цвета, длины волн которых равны размерам наших клеток. Все остальные цвета электромагнитного спектра невидимы для нас, потому что длины их волн либо слишком велики, либо слишком малы, чтобы восприниматься клетками сетчатки. Если бы клетки наших глаз были размером с дом, мы, возможно, воспринимали бы радио- и микроволновое излучение, которое пронизывает все вокруг.