Никогда не думала, что после почти двадцатилетнего перерыва возьмусь перечитывать Дюма.
И никогда не думала, что останусь в полном восторге.
И уж точно не предполагала, что захочу поделиться своими мыслями о романе, который все знают, все читали и все давно переросли к тому времени, как стукнуло двадцать пять.
Не скрою, что, собираясь писать этот пост, чувствую сильное волнение. Словно возвращается юность и первая любовь, когда уже и забыла, что это такое.
Ладно, рискну!
читать дальшеОдно из главных достоинств романа, обращающих на себя внимание с первых же страниц - это необыкновенная легкость слога и простота, которая говорит об абсолютной ясности законченой мысли. Нет сложных подводок к восприятию не менее сложных идей, смыслов и пластов, есть писательская щедрость в желании развлекать, удивлять и вести нас за своими героями через переплетения судеб. После всех смысловых и стилистических сложностей, которые нам предоставляла в избытке литература конца девятнадцатого - двадцатого века, роман Дюма воспринимается каким-то совершенно прозрачным и сияющим чудом.
Попробую пояснить.
Первое. Нет характеров как таковых, есть архетипы. Мститель, жертва, невинность, долг, отравительница, честь и так далее. Но эти куклы театра марионеток живут и дышат, обладают индивидуальностью и историей.
Отрицательные герои (так и хочется написать, демонические) остаются отрицательными и падают все ниже и ниже.
Положительные герои остаются положительными и даже где-то дорастают почти до нимба.
Идеальные герои умудряются жить в идеальной реальности даже при полной невозможности себе это представить.
"Максимилиан, улыбаясь своей мягкой улыбкой, подошел ближе; не будь он так бледен, можно было бы подумать, что с ним ничего не произошло.
– Слушайте, что я вам скажу, милая, дорогая Валентина, – сказал он своим мелодичным и задушевным голосом, – такие люди, как мы с вами, у которых никогда не было ни одной мысли, заставляющей краснеть перед людьми, перед родными и перед богом, такие люди могут читать друг у друга в сердце, как в открытой книге".
И ведь веришь, когда читаешь! И даже не смеешься цинично, а улыбаешься с симпатией и сочувствием. Конечно, зная финал, за Максимилиана и Валентину не особо переживаешь, но ведь верится в эту идеальность без малейшего сомнения.
Второе. Невероятная фантастичность сюжета наложена на современный автору Париж, который выглядит и ощущается сквозь строки совершенно реальным и полным жизни.
Жизнь, честь и смерть героев этого феерического вымысла завязана на таких прозаических и реальных вещах, как возвращение императора с острова Эльба, биржевая игра, телеграф, наследование и тому подобное. Хотя прозаическим возвращение Наполеона назвать трудно, тут я немного погорячилась.
Все это вместе создает крайне занимательный коктейль.
Третье. Конечно, это сам граф Монте-Кристо, Эдмон Дантес. Читая книгу в подростковом возрасте, я была настолько неискушенной, что и представить себе не могла, что главный герой может не быть образцом для подражания. Сейчас же мне в первую очередь было интересно, какими глазами я стану смотреть на этого одержимого местью человека. Ну, что тут сказать? Таких пижонов и позеров днем с огнем не найдешь. Я не могла читать без улыбки об эксцентричном незнакомце, который так поразил весь Париж, но и не могла не замечать, как настойчиво Дюма пытался выписать раздираемую противоречиями фигуру. Мне показалось, что автор очень любил своего героя, но, к сожалению, на мой взгляд, именно граф оказался слабым персонажем. Он дает толчок всей сложной интриге романа, но сам не дотягивает до масштабов происходящего. Особенно нелепым выглядит стремление автора придать драматичности фигуре графа в сцене, когда Вильфор, возвращаясь домой после ужасного суда, видит мертвыми сына и жену. Тем более, что этот момент мне кажется единственным во всем романе, когда Дюма шагнул из рамок мелодрамы в самую настоящую трагедию.
Но парадоксальным образом даже такой "недоделанный" граф добивает своим обаянием и критически настроенного читателя. Скажем, не более критически, чем была я.
И - последнее - это, конечно, "ждать и надеяться". Тут и добавить больше нечего.
В завершении хочется сказать, что, читая роман, я поняла, почему мне категорически не понравилась ни одна даже самая приближенная к оригиналу экранизация, и до невероятия понравилось совершенно безумное аниме. (Если кого-нибудь заинтересует, то здесь я писала подробнее kriteg.diary.ru/p177721666.htm )
"Графа Монте-Кристо" нельзя снимать серьезно, подходя к материалу с позиций соответствия роману сценария и актерской игры. Это должно быть что-то в стиле арабских сказок или самого разухабистого фэнтези, только при этом условии история необразованного и невежественного моряка, превратившегося в полиглота, эрудита, тайного повелителя мира, не знающего ни в чем преград, покорителя сердец и властителя судеб (круто, да?) может трансформироваться из вымысла в реальность.
Роман на флибусте:
www.flibusta.net/b/168271
@темы:
зарубежная литература,
классика,
роман
Скачаю себе, у меня как раз ТБ к концу подходит, нужны проверенные средства для снятия абстинентного синдрома =)
Мэгги, почитай.) И я очень надеюсь на твои впечатления о ТБ.
Сейчас пока могу сказать, что ощущается она совсем по-другому по сравнению с первым разом. А вот голова от Кинговского размаха и масштабности кружится ровно так же =)
Но помня свои ощущения, мне было всегда очень жалко Эдмона Дантеса, до конца романа жалко. Но почему то никогда ему не симпатизировала.
lavinia-lond.livejournal.com/202765.html#commen...
ещё надумал почитать 10 негритят